МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.
18 мая ученики и педагоги ГУ «Школа-гимназия №4 им.Л.Н.Толстого» впервые приняли участие в международном проекте Outdoor Classroom Day https://outdoorclassroomday.com/ . Согласно данным исследований, 74% современных детей проводят на улице менее 60 минут в
день, что определяется как минимальный норматив для ежедневной прогулки
взрослых заключенных! (Edelman Berland for Unilever, 2016)
Цель проекта Outdoor Classroom Day
– буквально вывести детей на улицу из школы для того, чтобы увлекательно и с
пользой провести учебное время за пределами классных комнат. Девиз дня: «Play for
today, prepared for tomorrow».
Родиной проекта является Великобритания, где впервые он был реализован в 2008
году. В последующие годы география Happy Outdoor
Classroom Day
ширилась в международном пространстве, и по итогам рекордного дня 18.05.2017 в
нем приняли участие более 1000000 школьников из 9680 школ и 80 стран всего
мира! Смотри The Outdoor Classroom Day Map здесь: https://outdoorclassroomday.com/ . Отметим, что
наша школа стала единственным учреждением образования из Казахстана, присоединившимся
к данной акции (вы можете убедиться в этом, изучая карту). Вместо изначально зарегистрированных
25 гимназистов - участников проекта дня нас было более 130! Итак, какие виды
активностей имели место быть?
Уроки биологии. Участники: учащиеся 7 «А», 7 «Б», 8 «А», 8 «Б» классов (80 человек). Педагог: Вероника Щербина, учитель
биологии. Активность: полевое исследование. Тема: «Изучение экологической
системы городского газона». Форма работы: групповая. Описание активности:
команды проводили изучение флоры и фауны газона перед зданием школы, определяли
связи меду организмами в пределах биогеоценоза. Оборудование: ручные лупы,
маршрутные листы для команд. Наиболее интересным заданием, по мнению
участников, стало задание по вычленению звуков природы из городского шума.
Урок экономики. Участники: учащиеся 6 «Б» класса (12 человек). Педагог: Наталья
Довгаль, учитель истории, основ права и экономики. Активность: подвижные игры.
Тема: «Альтернативные источники энергии». Форма работы: коллективная игра.
Описание активности: ловить солнечных зайчиков – потенциальных носителей
энергии Солнца, вырабатывать механическую энергию, прыгая через скакалку,
сохранять воду, уметь работать в команде - это тот спектр умений, который
развивали ребята на уроке open air за дверями классной комнаты.
Урок технологии. Участники: учащиеся 2 «В» класса (25 человек). Педагог: Татьяна
Лихачева, учитель начальных классов. Активность: прикладное творчество. Тема:
«Повторное использование отходов». Форма работы: коллективный труд. Описание
активности: учащиеся изготавливали из подручных средств вазы, используя для
декоративного оформления природный материал. Оборудование: пластиковые бутылки,
шишки, семена, хвоя, сухие ягоды, орехи и др.
Урок познания мира. Участники: учащиеся 3 «А» класса (18 человек). Педагог: Татьяна
Лихачева, учитель начальных классов. Активность: коллективная игра. Тема:
«Многообразие животных». Форма работы: интеллектуальная игра. Описание
активности: используя карточки лото «Животные мира» учащиеся обобщили знания по
изучаемому разделу. Оборудование: лото «Животные мира».
Как можно заметить, все формы организованной активности находятся в образовательном
поле «Экологическое образование». При этом предварительная координация не
осуществлялась: имеет место быть единообразие «зеленого» мышления педагогов
школьного сообщества?!
По мнению учащихся, выход за пределы класса стал для них приятным событием дня и
позволил по-иному взглянуть на процесс обучения, как на исследование или игру.
Академические исследования показывают, что активная игра – естественный
и первичный путь, через который ребенок учится познавать мир (Sir Ken Robinson, ведущий эксперт в области образования, творчества и человеческого
развития).
Предложения, поступившие от учащихся гимназии - участников проекта Outdoor Classroom Day:
“Давайте проводить такие уроки чаще, в разные сезоны года! Давайте каждый год
участвовать в этом проекте: это здорово – делать в один и тот же день, то, что
делают школьники всего мира!» Предложение принимается – будем воплощать вместе!
P.S. Как школьный координатор, благодарю своих коллег Наталью Довгаль и Татьяну Лихачеву за поддержку инициативы, оперативную
мобилизацию сил и демонстрируемую готовность работать в команде. Благодарю ассистентов Томирис Каирову (9
класс) и Данила Колбасина (10 класс) за фотосъемку, терпение и безотказность).