«Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Степногорск қаласының Л.Н. Толстой атындағы № 4 мектеп -гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа- гимназия № 4 имени Л.Н.Толстого города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области»

Мы в соц.сетях

 Facebook   

Телефон доверия

871645 75546

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Ошибки на письме у учащихся младших классов

В школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух  и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи, вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка.

1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

перестановки букв и слогов «онко» (окно), «звял» (звал), «пеперисал» (переписал);

недописывание букв и слогов – «красныное» (красный); «лопат» (лопата);

наращивание слов лишними буквами или слогами – «тарава» (трава); «бабабушка» (бабушка);

искажение слова – «хабаб» (храбрый), «чуки» - щеки;

слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);

неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец  шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка»  (банка);

нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «кон» (конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спилиначки (пять желтёньких цыплят);

слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели».

Дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. Родители и учителя часто связывают специфические ошибки с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе.

 «Ошибки не на правила» имеют более стойкий и системный характер, а, следовательно, и преодолеваются они дольше и труднее. Вследствие этого дети данной категории в основном любят уроки математики, а уроки чтения и письма для них «пытка».

Специфические ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок не на правила не останется места.

 


Текст