Логизация
в создании системы методической работы.
Из
опыта работы.
Логизация - это один из трех китов, на
котором основывается методическая работа школы - гимназии №4. Логизация - это
последовательность действий, направленная на единый результат. Невозможно
планировать свою работу в отрыве от областного, городского и школьного
планирования, потому что цель у нас одна - формировать профессиональную
компетентность учителя для повышения качества образовательного процесса и,
соответственно, качества знаний учащихся.
Приведу пример логизации действий на
проводимых аттестационных мероприятиях.
На начало учебного года мы уже имеем
план аттестационных мероприятий отдела образования, на основе которого
составляем школьный план работы по проведению аттестации. В таком плане
предусматривается определенная
последовательность действий, направленная на логичное и методичное
сопровождение педагога в период аттестации. Прежде чем аттестуемый педагог
престанет перед аттестуемой комиссией с его портфолио, не только школьный
методический кабинет, но и сам учитель планомерно работает по данному вопросу. Последовательность
действий, а это и есть логизация, заключается в том, что уже после прохождения
аттестации учителем совместно с методистом школы составляется план послеаттестационной
работы на 5 лет. Данный план позволяет учителю распланировать свою
научно-методическую и педагогическую деятельность в межаттестационный период. И
когда приходит время подавать учителю заявление на прохождение аттестации, он
уже не переживает, не паникует, что у него нет оснований для прохождения
аттестаций. Его методическая копилка уже собрана в течение нескольких лет.
Необходимо отметить, что обязательный пункт плана послеаттестационной работы -
изучение нормативных документов и обязательно правил прохождения аттестации.
Еще
один немаловажный момент-это выбор темы самообразования учителя в соответствии
с методической темой школы. И в этом
вопросе тоже имеет место быть «логизация». Во-первых, из работы учителей
складывается общая работа педколлектива, осуществляемая в рамках УВП. Во-вторых,
проведение ПС, МС, заседаний ШМО логично построено на вопросах, понятных для
каждого члена коллектива, т.е. мы говорим на «одном языке». И в- третьих,
учитель может быть уверен, тема его обобщения опыта будет актуальной, материал
ППО будет рассмотрен и утвержден экспертами.
Обобщение опыта учителя оформляется в соответствии с
критериями:
1.Актуальность
системы работы, темы исследования
2.Научно-методический
уровень системы работы
3.Степень
новизны, наличие \ отсутствие аналогов в системе образования
4.Научность
системы работы
5.Оценка
внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы
(логичность, взаимосвязь результатов с методол.основами)
6.Степень
обоснованности и достоверности каждого результата, выводов и заключений
7.Практическая
значимость
8.
Формы и способы представления результатов работы
9.Соответствие
требованиям к оформлению.
10.Выводы
и рекомендации по использованию системы работы
Примеры некоторых
тем учителей:
ü
Эффективные средства развития саморегуляции в условиях диалогового
обучения
ü
Активизация
познавательной деятельности младших школьников через применение стратегий
критического мышления
ü
Формирование
аналитических компетенций учащихся через развитие проектно-исследовательской
деятельности на уроках технологии
ü Критериальное оценивание на уроках русского языка и
литературы как средство формирования
функциональной грамотности учащихся
ü Формативное
оценивание в легкой атлетике на
уроках физкультуры
В межаттестационный период учитель обязательно проходит
курсовую переподготовку. Учитель делится
своим опытом, посещая семинары, конференции, проводит открытые уроки, выступает
на профессиональных площадках, публикует
свои разработки.
И это логично, что учитель за 4 года накапливает
определенный материал, который обобщает и представляет экспертной комиссии, в
котором демонстрирует свои практические примеры из практики и определяет
«плюсы» и «минусы» результатов своего
исследования. Таким образом, логизация – это необходимое условие методической
работы.
Т. Голубева,
заместитель
директора
по
научно-методической работе